Дошкольная организация КГУ Суворовская средняя школа (мини - центр и класс предшкольной подготовки )
Статья НЕТРАДИЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
16 октября [ср]
Акишева Дина Камитовна Мини центр Суворовской средней школы
Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) успешно помогает развить у ребенка изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основным средством работы с детьми, является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые ответы, раскрывать перед ними истину, он должен научить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот, надо спросить его, что он сам думает об этом. Пригласить его к рассуждению и наводящими вопросами подвести ребенка к тому, чтобы он сам нашел ответ. Если же не задает вопросов, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ. В своей практике технологию ТРИЗ я применяю при изучении художественной литературы на основе сказок. В большинстве случаев мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, ну что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе не болит у нас сердце и от того, что «раздружились» лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослым - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально непривычно по- своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации и т. д. Нетрадиционный подход дает воспитателю и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, чтобы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить- должна стать девизом для ребенка, например, при изучении сказки «Колобок» дети предлагали изменить сюжет, в ходе которого он остался бы жив. При этом они говорили о том, что нужно изменить его форму, вкусовые качества. Проводили эксперимент, по какой дорожке легче укатиться, лепили колобка из глины, пластилина соленого, колючего, грязного, то есть несъедобного. При чтении сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» я предлагаю детям придумать историю о том, какими они были до того, как встретились. Спрашиваю, как по-другому можно назвать сказку, подвожу детей к тому, как изменить сюжет. Дети охотно делятся своими предположениями, предлагают свои идеи, как лучше перейти речку, чтобы они все остались живыми. Задаю вопрос: можно ли их назвать друзьями. И вот тут у детей появляется столько мыслей! Они придумывают различные способы, как перейти речку, участвуют в экспериментах «Мыльные пузыри», «Тонет, не тонет», приходя к выводу, что можно построить мост, выложить дорожку из соломинок, переплыть в лапте, перелететь вместе с пузырем. Читая сказку «Теремок», я задаю вопрос: почему он сломался? В ходе беседы дети понимают, что он должен быть прочным и большим. Они сооружают теремок, пытаются уместить всех животных и приходят к выводу, что он должен быть просторным и высоким, из прочного материала. В ходе изучения сказок я использую игры «Хорошо - плохо», в этой игре мы учим детей выявлять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, например, «хорошо»- бабушка испекла деду колобок, сбежал от зайца, волка, медведя. «Плохо»- колобок сбежал от бабушки и дедушки, попался хитрой лисе. -Что хорошего в том, чтобы жить с друзьями, что в этом плохого? -Когда в лесу есть речка это хорошо или плохо? «Хорошо - что есть теремок». «Плохо - теремок тесный, не может уместить всех зверей». Так же считаю целесообразным применение игры «А если бы…», в которой дети активно участвуют, например: -А если бы Пузырь не лопнул, как бы он смог спасти Лаптя и Соломинку? -А если бы не было теремка, где жили бы звери? -А если бы колобок не сбежал от дедушки и бабушки и т. д. Можно предложить разные ситуации, например, колобок стал не маленьким, а большим, теремок не низкий, а высокий, первой пришла не мышка, а кто-то другой и т. д. Конечно, каждый педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмыслить: какими я хочу видеть своих подопечных? В наш век суеты порой непросто оценивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе и детях, используя ТРИЗ? Главное не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно! Литература: 1.Кравцова Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника. – М.: Просвещение, 1996. – 3 с. 2.Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками 3.Новиковская О. А. Комплексные занятия по сказкам с детьми 4—5 лет.— СПб.: Паритет, 2007.—112 с. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.